13 Янв 2016
В Комитете по благоустройству прошла пресс-конференция по вопросам применения противогололедных материалов
12 января в Комитете по благоустройству состоялась пресс-конференция, посвященная практике применения противогололедных материалов в Санкт-Петербурге. Какие ПГМ используются в Северной столице этой зимой? Почему применение соли на дорогах с каждым годом снижается? Каковы особенности зимней уборки в 2016-м? На вопросы журналистов ответили специалисты ведомства и эксперты в области охраны окружающей среды. Прямая трансляция велась на сайте Правительства Петербурга.
В пресс-конференции, которая транслировалась в режиме реального времени, приняли участие: председатель Комитета по благоустройству Владимир Рублевский, начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству Вадим Мизюкин; депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по вопросам экологии и природопользования Виктор Ложечко; председатель Общественного совета при Комитете по благоустройству Игорь Риммер; профессор, заведующий кафедрой коммунальной гигиены Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Кирилл Фридман; эксперт по вопросам окружающей среды Александр Федоров.
Соль и песок – универсальные средства, которые используют для борьбы со скользкостью петербургские дорожные предприятия. Их применение позволяет соблюсти баланс – в условиях сокращенного финансирования обеспечить безопасность на дорогах без увеличения нагрузки на экологию. При этом количество соли год от года снижается: если прежде закупалось до 250 тысяч тонн, то в прошлом году, несмотря на увеличение улично-дорожной сети, всего 120 тысяч тонн.
Председатель Комитета по благоустройству Владимир Рублевский добавил: «К сегодняшнему дню дорожники израсходовали около 15% соли и около 25% от зимнего запаса песка». Соль используется в различных составах. Например, при пограничных температурах, угрозе образования гололедной пленки на бесснежных улицах их обрабатывают специальным солевым раствором.
В небольшой мороз во время снегопадов сухую соль смешивают с солевым раствором. В сухом виде по нормативу на один квадратный метр попадает 50 граммов соли. Если обработка производится с увлажнением, то вместе с 40 граммами соли на распределяющий диск поступает 10 грамм соляного раствора, в котором всего 2,5-3 грамма соли. Кроме снижения концентрации, рассол также позволяет вступать в реакцию с покрытием. Соль разрушает лед, превращая его в кашицу, которую техника сметает к лотку.
В условиях сильных морозов солевые растворы не используются. Не применялись они и в экстремальные морозы, пришедшие в город в первые дни января. Тогда дороги и тротуары чистили до асфальта. В случае образования на проезжей части гололеда, ее обрабатывают песко-соляной смесью с содержанием соли 10%. Она действует как абразив, улучшая сцепление с дорогой. На тротуарах противогололедные материалы применяются только в крайних случаях – по возможности дорожники стараются вычистить их «досуха».
Заведующий кафедрой коммунальной гигиены Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Кирилл Фридман отмечает: «Песко-соляная смесь наносит меньше вреда по сравнению с другими материалами. Поэтому санитарные службы и медики поддерживают технологии, которые сейчас применяют дорожники». В свою очередь Игорь Риммер добавил, что Комитет регулярно представляет информацию о том, как и с помощью чего борются с наледью: «Эта информация проверяема, она находится на контроле у общественников. Цифры и документы показывают, что комитет так же, как и горожане, беспокоится об экологии и транспортной безопасности».
Что касается популярной в Финляндии обработки улиц гранитной крошки, в Петербурге трижды проводился эксперимент по ее применению. Выяснилось, что крошка забивает канализационные колодцы. Система водоотведения в России и Финляндии отличаются. Таким образом, чтобы переделать нашу инфраструктуру, потребуются миллиарды рублей. Кроме того, обработку гранитной крошкой имеет смысл применять при наличии снежного наката на дорогах. Во многих странах его присутствие допускается. По регламентам, действующим в нашей стране, дороги должны быть очищены до асфальтового покрытия.
В ходе пресс-конференции рассказали и об опыте использования других ПГМ. Так, в 1999 году дорожники применяли в качестве эксперимента реагенты на основе фосфатов. Даже 2%-ое содержание этих материалов значительно снижало коррозионное воздействие соли. Однако применение фосфатов привело к росту живых бактерий и «цветению» водоемов – от использования материла было решено отказаться.
В 2012 году в качестве эксперимента проезжую часть на Московском проспекте обрабатывали хлоридом кальция. Однако применение этого реагента вызвало большое количество жалоб со стороны автомобилистов, поскольку даже в 20-градусный мороз на магистрали стояли лужи (реагент замерзает при «минус» 55 градусах). Сегодня петербургские дорожники хлорид кальция не используют — информация о том, что им обрабатывали дороги регионального значения в период сильных холодов, после чего на трассах образовалась маслянистая «пленка», не соответствует действительности.
Специалисты Комитета по благоустройству постоянно изучают новейшие разработки в области противогололедных материалов. На рынке представлены продукты, которые не наносят никакого вреда окружающей среде, но их стоимость в десятки раз превышает стоимость материалов, традиционно используемых для борьбы со скользкостью. Поэтому их применяют в основном для обработки небольших участков – например, взлетных полос в аэропортах.
Перед специализированными дорожными предприятиями Петербурга в этом году стоит сложная задача – в условиях секвестированного бюджета на уборку и содержание дорог обеспечить их бесперебойное и безопасное функционирование. Залог успеха, по мнению представителей Комитета по благоустройству, — тщательная тактика использования ПГМ и оптимальная координация работы всех служб и подразделений. Владимир Рублевский отметил: «Также для нас очень важно взаимодействие с горожанами. В комитете открыты две круглосуточно работающие телефонные линии, принимающие обращения и от водителей, и от пешеходов. Все звонки оперативно отрабатываются».
Телефоны дежурной службы: комитета по благоустройству — 314-60-13 и 576-14-83. Список телефонов горячих линий дорожных предприятий:
http://gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/uborka-dorog-i-trotuarov/ .
Фотографии предоставлены пресс-службой Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.